Дементев Александр Федорович

::Гостевая::

Загадочный старец

Часовня старца Феодора Томского.Самой загадочной личностью в истории Томска может быть признан старец Феодор Томский, человек, живший в нашем городе под именем Федора Кузьмича. Обстоятельства появления этого человека в городе были обычны - он был сослан в Сибирь за бродяжничество. Рассказывали, впрочем, не совсем обычную историю, что где-то в Красноуфимске задержали его в крестьянской одежде, но на очень дорогой лошади, то ли краденой, то ли... Попытки выяснить личность задержанного успехом не увенчались - он объявил себя крестьянином Федором Кузьмичом, не помнящим ни родственников, ни места жительства и беспаспортным. За все это его и выслали в Сибирь (отобрав лошадь, хозяин которой, впрочем, так и не объявился). Высылку "некто Федор Кузьмич" принял со смирением, в ссылке вел жизнь скромную и даже подвижническую - жил уединенно, зимой ходил босиком и без шубы, подаваемую милостыню тут же раздавал другим нищим. На все вопросы о себе он отвечал, что несет покаяние за грех, который он не может открыть. К старцу, в его уединенную келью, стали тянуться паломники, однако он редко кого принимал. По воспоминаниям современников старца, Федор Кузьмич обладал даром прозорливости - мог сказать о человеке все, едва его увидев, и так однажды изобличил беглого преступника-убийцу. Еще говорили, что приезжие петербуржцы узнавали его, но старец строго запрещал им говорить об этом... Но они говорили - шепотом, и слухи ходили, просачивались: будто бы таинственный отшельник похож на самого государя Александра I.

В конце 80-х годов XX века делались попытки сличения портретов Александра I и старца и даже почерковедческая экспертиза, будто бы подтвердившая, что старец Федор и Александр I - одно и то же лицо... Кем в действительности был старец Феодор Томский, видимо, не будет установлено уже никогда. Впрочем, в Томске был один человек, точно знавший, кто же он, этот таинственный старец - священник, принимавший его последнюю исповедь в 1861 году (Феодор Томский скончался зимой того же года). Тайна этой исповеди никогда не была нарушена.

Исчезнувшие реки

Университетская рощаВ настоящее время томичам известны четыре местные речки: Томь, Ушайка, Басандайка и Киргизка (последняя протекает на самой окраине города, в районе АРЗа). Но не так уж давно томских речек было не четыре, а семь. Первой нашей исчезнувшей речкой была река с поэтичным названием - по имени Белого озера, из которого вытекала, - Белая, приток Ушайки. Речка, видимо, была невелика, потому что исчезла уж больно незаметно: просто в середине XIX века на карте города появилась улица Белая, что и теперь пребывает. На месте бывшего русла. А вот другая река - Игумновка - удостоилась даже попасть на страницы дневников путешественника Петра Симона Палласа, что проезжал через Томск в 1770 году, правда, под именем некоей Изумовки - в иностранной транскрипции. Речка и верно была не из последних: начиналась Игумновка где-то в районе Лагерного сада. Два ее рукава охватывали территорию Иоанно-Предтеченского монастыря, что был в районе нынешней улицы Вершинина, далее путь Игумновки лежал мимо монастыря Алексеевского - и в Томь. Отсюда понятно, почему речке томичи дали такое название. Одна беда: в начале XX века в городе стали строить новый вуз - Технологический институт, для чего на южной окраине города начали активно рубить лес. От этого ключи, питавшие реку, пересохли, и вскоре исток Игумновки можно было уже обнаружить в районе пересечения нынешних улиц Карташова и Киевской. Но и на этом дело не кончилось: в дальнейшем горожане активно строились по берегам Игумновки, попутно загрязняя речку, превращая ее в помойку либо просто засыпая гравием... Словом, кончилось дело тем, что Игумновку - то, что от нее осталось, - просто, что называется, закатали в асфальт. Не совсем, впрочем - периодически речка, ушедшая "в глубокое подполье", подтапливает дома, расположенные в ее бывшей долине. Кроме этого, от Игумновки не осталось буквально ничего. А вот о другой исчезнувшей речушке - Еланке, или Медичке, - этого не скажешь. После нее остался даже своего рода памятник. Наверное, не один томский студент задавался вопросом, зачем в Университетской роще мост на ровном месте? Мосты ведь бывают через что-то, а этот... Между тем мостик когда-то был нужен: здесь протекала речка Еланка, она же Медичка. Речку переименовали после открытия в Томске университета - он ведь открылся сначала в составе одного только медицинского факультета. К тому же вскоре рядом открылась и клиника. Медичка начиналась где-то в районе пересечения нынешних улиц Герцена и Вершинина, протекала через Буфф-сад, университетскую рощу, Заисток и впадала в Томь. Речушка была не чета Игумновке, можно сказать, ручеек. Тем не менее посетителям сада-Буфф приятно было отдохнуть в беседке "с видом на реку", а в Университетской роще даже был выстроен мост из новейшего по тем временам материала - бетона. Вообще же поступали с этой речушкой не лучше, чем с другими, то есть сливали туда все, что можно и нельзя. От этого употребление воды из Медички скоро стало вредно для здоровья (даром что название медицинское), а местность вокруг заболачивалась. Теперь русло речки захвачено в железобетонную трубу, а труба закопана в землю метра на три. Мелковато, потому что вода все равно выходит на поверхность (взять болото в той же Университетской роще).

Томские чудотворные иконы

Некогда время после Пасхи было особым для горожан временем - в мае-июне в город приносили чудотворные иконы. Томских чудотворных икон известно было, по крайней мере, три. Икона Николая Чудотворца, традиционно особо почитаемого на Руси святого, явилась (чудотворная икона всегда именно сама "является" людям в назначенный Богом день и час) в 1702 году в деревне Крестининой. Умиравший от болезни солдатский сын Рожнев Григорий, как говорят, внезапно пришел в сознание и вскоре встал с постели здоровым. И одновременно с этим в "красном" углу избы вдруг обнаружилась икона святого Николая, которой у хозяев никогда не было. Мало того, перед образом горела неизвестно кем зажженная свеча. Икона была перенесена в Семилужки, где и находилась в церкви круглый год, и лишь в мае приносилась в Томск - на все лето, до августа. Истории других чудотворных икон были не менее невероятны.

Например, село Богородское под Томском вообще было основано благодаря иконе: место это издавна, еще до прихода русских в XVII веке, было "странным" - местные татары часто слышали здесь ни на что не похожие звуки, лишь пришедшие русские колонисты узнали... колокольный звон. В ознаменование этого чуда решили поставить здесь часовню в честь Богоматери, для чего заказали в Тобольск священнику отцу Василию икону Богородицы. Икону повезли по Оби к месту будущей часовни, но вдруг налетела страшная буря, сродни морскому шторму. Все попытки спасти корабль оказались безуспешны, и путешественникам ничего не оставалось, как пасть на колени перед иконой и молиться... Внезапно, вспоминали они после, ветер утих, буря прекратилась. Икону довезли благополучно, а сельцо, что образовалось рядом с часовней, назвали Богородским. Село Спасское названо по иконе Спаса Нерукотворного. Как рассказывали, в 1866 году крестьяне заказали написать для часовни икону св. Николая одному местному иконописцу. Тот приступил к работе, но на другой день увидел, что на доске вместо образа св. Николая проявился образ Спаса Нерукотворного. Не понимая, что происходит, иконописец вновь начал работу... но результат был тот же. Когда и еще одна попытка написать икону не удалась, он просил крестьян молиться и поститься, дабы помочь ему в работе, ибо в одиночку иметь дело с реальным чудом было ему страшновато. Так появился образ Спаса Нерукотворного, по сей день неизвестно, был ли он написан или "явился" сам. Чудотворность Спасской иконы, в которой никто из селян и так не сомневался, была вскоре засвидетельствована исцелением людей и скота от повального воспаления, прекратившегося после крестного хода. После революции все чудотворные образы пропали, и где они теперь, неизвестно. Может быть, во время войн и революций их попросту сожгли, а может, пустили по реке, вспомнив народную традицию. И до сих пор многие верят, что в этом случае надежда найти хоть некоторые иконы не потеряна - чудотворные иконы просто так не пропадают, и чудеса еще могут к нам вернуться.

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

 

 

Написать письмо:

 
Саньку


Мои баннеры.  

Flash - баннеры (4)

Gif - баннеры (1)

Погода в Томске

Счетчики

CATALOG.METKA.RU
Сайт создан 22.12.03г.
 Наверх

   
Copyright © 2002-2004
Разработка FSN web-projects lab.
HTML News v2.1 WM Alexsandr Dementev
ЕСЛИ ТЕБЕ ПОНРАВИЛСЯ САЙТ СДЕЛАЙ ЕГО "Сделать стартовой " ИЛИ ОТПРАВЬ В "Избранное"

Используются технологии uCoz