|
::Гостевая::
Самой
загадочной личностью в истории
Томска может быть признан старец
Феодор Томский, человек, живший в
нашем городе под именем Федора
Кузьмича. Обстоятельства появления
этого человека в городе были обычны -
он был сослан в Сибирь за
бродяжничество. Рассказывали,
впрочем, не совсем обычную историю,
что где-то в Красноуфимске задержали
его в крестьянской одежде, но на
очень дорогой лошади, то ли краденой,
то ли... Попытки выяснить личность
задержанного успехом не увенчались -
он объявил себя крестьянином Федором
Кузьмичом, не помнящим ни
родственников, ни места жительства и
беспаспортным. За все это его и
выслали в Сибирь (отобрав лошадь,
хозяин которой, впрочем, так и не
объявился). Высылку "некто Федор
Кузьмич" принял со смирением, в
ссылке вел жизнь скромную и даже
подвижническую - жил уединенно, зимой
ходил босиком и без шубы, подаваемую
милостыню тут же раздавал другим
нищим. На все вопросы о себе он
отвечал, что несет покаяние за грех,
который он не может открыть. К старцу,
в его уединенную келью, стали
тянуться паломники, однако он редко
кого принимал. По воспоминаниям
современников старца, Федор Кузьмич
обладал даром прозорливости - мог
сказать о человеке все, едва его
увидев, и так однажды изобличил
беглого преступника-убийцу. Еще
говорили, что приезжие петербуржцы
узнавали его, но старец строго
запрещал им говорить об этом... Но они
говорили - шепотом, и слухи ходили,
просачивались: будто бы таинственный
отшельник похож на самого государя
Александра I.
В конце 80-х годов XX века
делались попытки сличения портретов
Александра I и старца и даже
почерковедческая экспертиза, будто
бы подтвердившая, что старец Федор и
Александр I - одно и то же лицо... Кем в
действительности был старец Феодор
Томский, видимо, не будет установлено
уже никогда. Впрочем, в Томске был
один человек, точно знавший, кто же он,
этот таинственный старец - священник,
принимавший его последнюю исповедь в
1861 году (Феодор Томский скончался
зимой того же года). Тайна этой
исповеди никогда не была нарушена.
В
настоящее время томичам известны
четыре местные речки: Томь, Ушайка,
Басандайка и Киргизка (последняя
протекает на самой окраине города, в
районе АРЗа). Но не так уж давно
томских речек было не четыре, а семь.
Первой нашей исчезнувшей речкой была
река с поэтичным названием - по имени
Белого озера, из которого вытекала, - Белая,
приток Ушайки. Речка, видимо, была
невелика, потому что исчезла уж
больно незаметно: просто в середине
XIX века на карте города появилась
улица Белая, что и теперь пребывает.
На месте бывшего русла. А вот другая
река - Игумновка - удостоилась
даже попасть на страницы дневников
путешественника Петра Симона
Палласа, что проезжал через Томск в
1770 году, правда, под именем некоей
Изумовки - в иностранной
транскрипции. Речка и верно была не
из последних: начиналась Игумновка
где-то в районе Лагерного сада. Два ее
рукава охватывали территорию Иоанно-Предтеченского
монастыря, что был в районе нынешней
улицы Вершинина, далее путь
Игумновки лежал мимо монастыря
Алексеевского - и в Томь. Отсюда
понятно, почему речке томичи дали
такое название. Одна беда: в начале XX
века в городе стали строить новый вуз
- Технологический институт, для чего
на южной окраине города начали
активно рубить лес. От этого ключи,
питавшие реку, пересохли, и вскоре
исток Игумновки можно было уже
обнаружить в районе пересечения
нынешних улиц Карташова и Киевской.
Но и на этом дело не кончилось: в
дальнейшем горожане активно
строились по берегам Игумновки,
попутно загрязняя речку, превращая
ее в помойку либо просто засыпая
гравием... Словом, кончилось дело тем,
что Игумновку - то, что от нее
осталось, - просто, что называется,
закатали в асфальт. Не совсем,
впрочем - периодически речка, ушедшая
"в глубокое подполье",
подтапливает дома, расположенные в
ее бывшей долине. Кроме этого, от
Игумновки не осталось буквально
ничего. А вот о другой исчезнувшей
речушке - Еланке, или Медичке,
- этого не скажешь. После нее остался
даже своего рода памятник. Наверное,
не один томский студент задавался
вопросом, зачем в Университетской
роще мост на ровном месте? Мосты ведь
бывают через что-то, а этот... Между
тем мостик когда-то был нужен: здесь
протекала речка Еланка, она же
Медичка. Речку переименовали после
открытия в Томске университета - он
ведь открылся сначала в составе
одного только медицинского
факультета. К тому же вскоре рядом
открылась и клиника. Медичка
начиналась где-то в районе
пересечения нынешних улиц Герцена и
Вершинина, протекала через Буфф-сад,
университетскую рощу, Заисток и
впадала в Томь. Речушка была не чета
Игумновке, можно сказать, ручеек. Тем
не менее посетителям сада-Буфф
приятно было отдохнуть в беседке "с
видом на реку", а в Университетской
роще даже был выстроен мост из
новейшего по тем временам материала -
бетона. Вообще же поступали с этой
речушкой не лучше, чем с другими, то
есть сливали туда все, что можно и
нельзя. От этого употребление воды из
Медички скоро стало вредно для
здоровья (даром что название
медицинское), а местность вокруг
заболачивалась. Теперь русло речки
захвачено в железобетонную трубу, а
труба закопана в землю метра на три.
Мелковато, потому что вода все равно
выходит на поверхность (взять болото
в той же Университетской роще).
Некогда
время после Пасхи было особым для
горожан временем - в мае-июне в город
приносили чудотворные иконы. Томских
чудотворных икон известно было, по
крайней мере, три. Икона Николая
Чудотворца, традиционно особо
почитаемого на Руси святого, явилась
(чудотворная икона всегда именно
сама "является" людям в
назначенный Богом день и час) в 1702
году в деревне Крестининой.
Умиравший от болезни солдатский сын
Рожнев Григорий, как говорят,
внезапно пришел в сознание и вскоре
встал с постели здоровым. И
одновременно с этим в "красном"
углу избы вдруг обнаружилась икона
святого Николая, которой у хозяев
никогда не было. Мало того, перед
образом горела неизвестно кем
зажженная свеча. Икона была
перенесена в Семилужки, где и
находилась в церкви круглый год, и
лишь в мае приносилась в Томск - на
все лето, до августа. Истории других
чудотворных икон были не менее
невероятны.
Например, село Богородское
под Томском вообще было основано
благодаря иконе: место это издавна,
еще до прихода русских в XVII веке, было
"странным" - местные татары
часто слышали здесь ни на что не
похожие звуки, лишь пришедшие
русские колонисты узнали...
колокольный звон. В ознаменование
этого чуда решили поставить здесь
часовню в честь Богоматери, для чего
заказали в Тобольск священнику отцу
Василию икону Богородицы. Икону
повезли по Оби к месту будущей
часовни, но вдруг налетела страшная
буря, сродни морскому шторму. Все
попытки спасти корабль оказались
безуспешны, и путешественникам
ничего не оставалось, как пасть на
колени перед иконой и молиться...
Внезапно, вспоминали они после, ветер
утих, буря прекратилась. Икону
довезли благополучно, а сельцо, что
образовалось рядом с часовней,
назвали Богородским. Село Спасское
названо по иконе Спаса
Нерукотворного. Как рассказывали,
в 1866 году крестьяне заказали
написать для часовни икону св.
Николая одному местному иконописцу.
Тот приступил к работе, но на другой
день увидел, что на доске вместо
образа св. Николая проявился образ
Спаса Нерукотворного. Не понимая, что
происходит, иконописец вновь начал
работу... но результат был тот же.
Когда и еще одна попытка написать
икону не удалась, он просил крестьян
молиться и поститься, дабы помочь ему
в работе, ибо в одиночку иметь дело с
реальным чудом было ему страшновато.
Так появился образ Спаса
Нерукотворного, по сей день
неизвестно, был ли он написан или "явился"
сам. Чудотворность Спасской иконы, в
которой никто из селян и так не
сомневался, была вскоре
засвидетельствована исцелением
людей и скота от повального
воспаления, прекратившегося после
крестного хода. После революции все
чудотворные образы пропали, и где они
теперь, неизвестно. Может быть, во
время войн и революций их попросту
сожгли, а может, пустили по реке,
вспомнив народную традицию. И до сих
пор многие верят, что в этом случае
надежда найти хоть некоторые иконы
не потеряна - чудотворные иконы
просто так не пропадают, и чудеса еще
могут к нам вернуться.
1. 2. 3.
4. 5. 6.
7.
|
|